Встреча ТРГ в Лаппеенранта (Финлядния)

Встреча ТРГ в Лаппеенранта (Финлядния)

Лаппеенранта, Финлядния | 10 июля 2017 года
Молодежный форум “Через границу - взрасти свою идею!"

1. Цель (Общая задача)

Цель проекта заключается в улучшении ситуации с занятостью молодежи на периферии приграничных районов России, Северных и Балтийских стран. Таким образом, проект направлен на предоставление возможности молодежи принимать активное участие в процессе борьбы с безработицей, а также в осуществлении конкретных мероприятий. Для достижения поставленной цели необходимо привлечь бизнес-сообщество из Северных Стран, стран Балтии и Северо-Запада России к участию в решении проблем безработицы среди молодежи.

2. Критерии успешности проекта

  • молодежь (как отдельные личности, так и организации) принимают участие в мероприятиях проекта;
  • молодежь в приграничных регионах лучше информирована о возможностях самозанятости, а их предпринимательские навыки развиты;
  • организован и проведен форум ComUnYouth, посвященный борьбе с безработицей среди молодежи;
  • компании становятся частью одной новой международной сети, а также компании осведомлены о методах и средствах, помогающих повысить занятость среди молодежи;
  • ? бизнес-сообщество принимает участие в мероприятиях проекта.;

3. Задачи (конкретные цели) и критерии оценки качества

  1. 1. Повысить компетенцию по вопросам борьбы с безработицей среди молодежи и применить новые методы в приграничных регионах Северо-Запада России, Северных и Балтийских стран
  • Как минимум 4 новых проекта, посвященных борьбе с безработицей среди молодежи и распространению наиболее эффективных практик среди различных регионов будут реализованы в рамках единого проекта
  1. 2. Создать единую платформу, объединяющую органы власти, рынок труда, образовательные институты, исследовательские центры, компании и молодежные организации Северных и Балтийских стран, а также Северо-Запада России.
  • Неформальная сеть сотрудничества, состоящая из представителей рынка труда, образовательных институтов, исследовательских центров, молодежных организаций, торговых объединений и других заинтересованных сторон с Северо-Запада России, из Северных и Балтийских стран установлена. Примеры лучших практик по повышению уровня занятости среди молодежи собраны, проанализированы и опубликованы
  1. 3. Обменяться и распространить эффективные региональные и местные практики по борьбе с безработицей среди молодежи и по увеличению уровня занятости молодежи в приграничных регионах Балтийского и Баренцева моря по таким темам как молодежная безработица среди групп социального риска (например, для т.н. «поколение не-не» (не работают и не учатся), используя сайт проекта; создание новых рабочих мест; устойчивое предпринимательство; свободное передвижение работников в приграничных регионах; образование; взаимодействие органов власти и приграничной статистики
  • Примеры лучших практик по увеличению уровня занятости среди молодежи собраны, проанализированы и опубликованы

4. Обоснование проекта

Рынок труда является одним из самых важных экономических и социальных инструментов, которые обеспечивают макро- и микроэкономическое равновесие, рост национальной экономики. Его состояние имеет большое влияние на все другие рынки и на социальную среду на региональном и национальном уровне.

Одной из самых главных целей рынка труда является формирование и развитие кадровых ресурсов, в которых нуждается региональная экономика. Роль человеческого капитала в развитии научного, технологического, экономического и социального прогресса на всех возможных уровнях растет с большой скоростью. Качество и конкурентоспособность кадрового капитала, сформированного в основном системой образования, являются главными условиями эффективного функционирования рынка труда, а также играют большую роль для занятости молодежи.

На сегодняшний день необходимо учитывать влияние мирового экономического кризиса и его последствия для экономик России и ЕС в целом и для рынка труда в частности.

Следовательно, необходимость и ценность эффективной и стабильной системы мониторинга ситуации на региональном рынке труда возрастают. Такая система мониторинга может создать хорошую основу для превентивных действий, принимаемых государством с целью стимулирования повышения уровня занятости молодежи.

Борьба с безработицей молодежи является важной частью повестки дня ЕС. Безработица молодого поколения (15–24 лет) имеет сравнительно высокие уровни в сравнении с общим уровнем безработицы; у них намного меньше шансов найти работу, а имеющиеся рабочие места менее стабильны. Тем не менее, несмотря на кризис, в Европейском Союзе около 2 миллионов вакансий являются открытыми. Для того, чтобы достичь 75% уровня занятости работоспособного населения необходимо значительно улучшить положение молодежи на рынке труда (из доклада Европейской Комиссии 2013 года).

Доклад Северных Стран «Молодежь периферии» представляет результаты программы Северных Стран – Здоровье и Благосостояние, которая была инициирована в 2009. Уровень безработицы среди молодежи в Северных странах намного выше, чем средний уровень безработицы. Особую тревогу вызывает рост группы молодых людей, которые ни учатся, ни работают. Около 10% молодежи в возрасте от 15 до 24 лет рискуют прожить свою жизнь на периферии общества. Точную статистическую информации об уровне безработицы среди молодежи в Северных странах вы можете найти на сайте:http://www.norden.org/sv/publikationer/publikationer/2013-572

На настоящий момент в Европейском Союзе насчитывается около 5 миллионов безработных в возрасте до 25 лет. Ситуация в РФ схожа – 27% молодых в возрасте до 25 лет не имеют работу. Более подробная информация на сайте: http://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=950&langId=en

Приграничные регионы, особенно в Балтийских странах, и на территории Северо-Запада России зачастую являются экономически отсталыми зонами в связи с отсутствием крупных городов, крупной промышленности, а также из-за слабо развитой инфраструктуры, что ведет к повышению уровня безработицы среди молодежи. Следовательно, можно наблюдать усиленную миграцию молодежи в центральные регионы страны или заграницу. Трансграничное сотрудничество предлагает уникальную возможность повысить функциональность рынка труда, оно повышает потенциал развивающегося инновационного малого бизнеса имеющего международный характер, который может стать привлекательной возможностью для молодежи, в особенности для тех, у кого нет необходимого уровня образования. Обмен опытом и выработка совместных решений на международном уровне являются важным шагом в борьбе с существующими вызовами.

Проект «ComUnYouth» по борьбе с безработицей среди молодежи в Балтийском и Баренцевом регионах охватит приграничные территории Севера-Запада России, Балтийских и Северных стран. Проект основан на проектах BEN, BEN-East и NotaBENe – которые консолидируют усилия властей, НКО, научного сектора, бизнес организаций, а также международных организаций, работающих в Балтийском и Баренцевом регионе.

Три проекта (3 фазы развития приграничного сотрудничества, осуществленных в 2005-2013 году) и небольшой проект «Борьба с безработицей среди молодежи в приграничный районах Балтийского и Баренцева регионов» (4ая фаза развития трансграничного сотрудничества, Апрель – Декабрь 2013 г.) выявили нехватку общих инструментов и сетей взаимодействия по одной из самых больших проблем приграничных территорий — безработице среди молодежи.

Проект опирается на приоритеты сотрудничества, определенных в «Руководстве по сотрудничеству Совета Министров Северных Стран с Северо-Западом России на 2009-2013 год (продвижение демократии и гражданского общества посредствам сотрудничества органов местного самоуправления, а также сотрудничества НКО).

Опираясь на доклады и дискуссии по поводу нынешней ситуации на рынке труда для молодежи в нескольких Северных странах, Шведское председательство в Совете Министров Северных стран 2013 года уделяет особое внимание этой проблеме.

Начиная с 2008 года правительство Российской Федерации сконцентрировалось на решении проблем безработицы среди молодежи и государственная программа включает несколько инициатив и мероприятий по повышению уровня занятости среди молодежи.

5. Разграничение

Целевые группы проекта:

  • молодежные организации
  • трансграничные институты
  • торговые объединения, ассоциации работодателей и общественные партнеры
  • сфера образования
  • бизнес сектор

Географические рамки проекта в основном определены приграничными территориями Дании, Эстонии, Финляндии, Литвы, Латвии, Швеции и Норвегии, а также Северо-Запада России - Ленинградская, Псковская, Мурманская области, Республика Карелия и Калининград. Другие европейские партнеры могут участвовать в проекте в качестве спикеров и экспертов; наилучшие Европейские практики будут предоставлены представителями таких организаций, как, например, Ассоциация Европейских приграничных регионов и Совет Европы.

Проект должен быть выполненным в течение 19 месяцев: с февраля 2016 года по август 2017 года.

6. Выгода Северным странам

Выгода Северных стран состоит в том, что Совет Министров Северных Стран представит результаты совместного проекта Северных Стран «Глобальная Инициатива – Здоровье и Благосостояние», и данные из доклада «Молодежь на периферии» целевым группам из России и Балтийского региона, а также муниципалитетам, регионам и ассоциациям Северных стран, которые будут приглашены к участию в мероприятиях.

Проект также будет распространять знания и практики Северных стран на Северо-Западные территории России, тем самым повышая потенциальную потребность в Северных технологиях и методиках.

В рамках проекта партнеры смогут обменяться знаниями, наилучшими практиками и предложениями по поводу того, как найти новые решения проблемы безработицы среди молодежи в Балтийском и Баренцевом регионах.

Проект внесет вклад в процесс обмена знаниями, определения наилучших методов и разработки предложений по поводу того, как можно снизить уровень безработицы в приграничных территориях стран Балтийского и Баренцева регионов, т.к они столкнулись с одной и той же проблемой:

  1. Безработица среди молодежи является общей проблемой Европейских стран, и анализ этой проблемы позволит лучше понять текущую ситуацию во всех рассматриваемых странах, включая Северные страны.
  2. Необходимость повышения уровня занятости молодежи в приграничных территориях – по обе стороны границы (Россия – Балтийский регион – Северные страны).

About ComUnYouth Project

1. Purpose (Overall objective)

The purpose of the project is to improve the employment situation of youth in the periphery in Russian-Nordic-Baltic border areas. Thus the project aims to empower youth to take an active role in the process of combating unemployment as well as in the implementation of concrete activities. In order to achieve the purpose an aim is to involve business community from Nordic, Baltic countries and NW Russia to engage in solving the problems of youth unemployment.

2. Success criteria

  • Youth (individuals or organizations)  take part in the project activities;
  • Youth in border regions are better informed about possibilities of self-employment, their entrepreneurial skills are developed;
  • ComUnYouth forum is organized;
  • The companies have become а part of a new international network, and the companies are familiar with methods/tools that support increasing youth employment;
  • Business community is participating in the project activities. 

3. Goals (Specific objectives) and acceptance criteria

  1. To increase competence in combating youth unemployment and apply new solutions in the border regions of North-West Russia, the Nordic and Baltic countries
  • At least 4 new projects addressing the youth unemployment/transferring best practices between different regions will be implemented within the project’s implementation
  1. To create a platform uniting authorities, labour market, educational institutions, researchers, companies and youth organizations from the Nordic countries, Baltic countries and North-West Russia
  • An informal network consisting of representatives of labour market, educational institutions, researchers, practitioners, youth organizations, trade unions and other stakeholders from the Nordic countries, Baltic countries and North-West Russia is established and next-practice examples on increasing youth employment are collected, analyzed and made visible
  1. To exchange and distribute the best regional and local practices for combating youth unemployment and increasing youth employment in the Baltic Sea and Barents border regions in such topics as youth unemployment among social risk groups (for example nor in education, neither in employment (NEET); creation of new employments; sustainable entrepreneurship; free movement of employees in cross-border regions; education; cooperation of public agencies and cross-border statistics
  • Best-practice and next-practice examples on increasing youth employment are collected, analyzed and made visible

4. Justification of the project

The labor market is one of the most important economic and social tools that provide macro and micro economic equilibrium and economic growth in the national economy. Its state has a great influence on all the other markets and the social environment on the regional and national level.

One of the most important goals of the labor market is to form and develop the human capital, meeting the needs of the regional economy. The role of human capital in the development of scientific, technological, economic and social progress in all the spatial levels grows at the ever increasing speed. The quality and competitiveness of human capital which is formed primarily by the education system are the principal requisites for the effective labor market functioning and for the youth employment their role is a paramount.

One of the features of the present situation is the impact of the global economic crisis and its consequences on the EU and Russian economies in general and on the labor market in particular.

In these conditions the need for and the value of an efficient and permanent monitoring system of regional labor markets situation increases. Such monitoring systems can make a strong basis for preventive actions from the state stimulating development of the youth employment.

Tackling youth unemployment is a very important part of the EU agenda. The young (15–24-year-olds) have considerably higher unemployment rates compared to general unemployment; their chances of finding a job are lower and their jobs less stable. Yet at the same time there are about two million unfilled vacancies in the EU despite the crisis. To fulfill the EU target of a 75% employment rate for the working-age population, the situation of young people on the labour market needs to be improved considerably. (European Commission, 2013).

The Nordic report Young People of the Periphery (Unge på Kanten) presents results from the Nordic Program on Globalization Initiative - Health and Welfare that was initiated in 2009. The unemployment among young people in the Nordic countries is much higher than the average unemployment. Especially alarming is the growing group of young people which neither study nor work. Among 10 percent of the young people between 15-24 years are at risk to live their lives in the periphery. The actual statistic information about unemployment in the Nordic countries you can find in this report: http://www.norden.org/sv/publikationer/publikationer/2013-572

There are now 5 million unemployed young people under the age of 25 in the EU. The situation in the Russian Federation is similar – 27% of young people under 25 years do not have job. See http://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=950&langId=en

Border regions, especially in Baltic countries and NW Russia are often economically back-lagging areas, lacking large urban centers, big industries and well developed infrastructure. This leads to even higher rates of youth unemployment. As a consequence, youth migration to the more centrally situated regions of the country or abroad is rather intensive. Cross-border cooperation (CBC) provides unique possibilities to enlarge labour market opportunities; it increases potential of developing innovative, small businesses of international character, which might be an attractive option for young people, especially for them, who do not have a sufficient educational level. Sharing of experiences and creation of joint solutions across the border are important for addressing the challenges.

The project “ComUnYouth” on combating youth unemployment in the border areas of the Baltic Sea and the Barents regions will cover the border regions of the NW Russian, Baltic and Nordic countries, and the project builds on the BEN, BEN-East and the NotaBENe projects – three projects, which consolidated efforts of authorities, NGOs, academic sector, business organizations, and international organizations working with cross-border co-operation in the Baltic Sea Region (BSR) and the Barents Region (BR).

These projects (3 phases of CBC development, implemented during 2005-2013) and a small pre-project “Combating youth unemployment in the border areas of the Baltic sea and the Barents regions” (CBC Phase 4, April-December, 2013) revealed a lack of common instruments and networks on one of the biggest problems of the cross-border territories – youth unemployment.

The project anchors on the priorities of co-operation defined in the “Guidelines for the Nordic Council of Ministers’ cooperation with North-West Russia for 2009-2013” (promotion of democracy and civil society through co-operation on local government and local governance, and co-operation between NGOs).

Following up the Nordic reports and the discussion on the present labour market situation for young people in several of the Nordic countries, the Swedish Presidency of the Nordic Council of Ministers 2013 pays considerable attention this issue throughout the year.

The Government of Russian Federation has since 2008 focused on youth and unemployment, and the state program includes several initiatives and activities to increase employment of young people.

5. Delimitation

The project target groups are:

  • Youth organizations
  • Cross-border institutions
  • Trade unions, associations of employers, social partners
  • Education sector
  • Business sector

The geographic scope of the project is mainly limited to the cross-border regions of Denmark, Estonia, Finland, Latvia, Lithuania, Sweden and Norway and Northwest regions of Leningrad, Pskov, Murmansk, Republic of Karelia and Kaliningrad of the Russian Federation. Other European partners might participate in the project as speakers and experts; best experiences from Europe will be provided by participation of e.g. the AEBR and Council of Europe.

The project will be limited to 19 months of implementation: February 2016 – August 2017.

6. Nordic benefit

The Nordic benefit of the project is that the Nordic Council of Ministers will present results from joint Nordic projects as the Globalization Initiative - Health and Welfare and from the Nordic report Young People on the Periphery and other initiatives to Russian and Baltic target groups but also to Nordic municipalities, regions, and associations which will be invited to the project activities.

The project will also spread Nordic experience and knowledge in the North-West Russian territories thus increasing potential demand for Nordic technologies and solutions.

Knowledge, best practices, and proposals on how to find new solutions for youth unemployment problems in the Baltic Sea Region (BSR) and the Barents Region (BR) will be shared in the project.

The project will contribute to sharing of knowledge, identification of the best practices and developing proposals on how to reduce youth unemployment in cross-border areas between the countries in the BSR and the BR. These countries share the same challenges:

  1. Youth unemployment is a common problem in the European countries and a research of the issue will give a better understanding of the current situation in all countries involved, including Nordic countries.
  2. The need of increasing employment for young people in cross-border areas – on both sides of the borders (Russian-Baltic-Nordic).